Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
блоги

Пожар на складе Wildberries - компенсация пострадавшим

9 февраля 2024 6 391
2024-02-11T10:06:42.881646+00:00

Событие, которое не могло остаться незамеченным — пожар на складе Wildberries в Шушарах. Сумма ущерба оценивается специалистами от 10 до 20 млрд рублей.



Мы решили ответить на самые популярные вопросы пользователей и разобраться, влияют ли нарушения в эксплуатации на выплаты селлерам, какую компенсацию получат селлеры и какие доказательства им следует собрать уже сейчас.


Какую компенсацию получат селлеры?


Согласно п. 6.4 Оферты Wildberries маркетплейс принимает на хранение товары селлера. Закон обязывает хранителя принять все меры для сохранности товара. Противопожарные меры даже прямо указаны в законе: если товар утрачен, у продавца появляется право требовать убытки (ст. 15 ГК РФ) — компенсацию стоимости товара, по которой он приобретался, а также упущенную выгоду — разницу между стоимостью закупки и рыночной стоимостью.


Суды по-разному оценивают, что брать за основу для расчета рыночной стоимости товара: цена товара в накладной при передаче товара на маркетплейс или стоимость товара на день пожара. В любом случае, размер компенсации не может быть ниже закупочной стоимости товаров. 


Какие доказательства нужно собрать?


Селлеру в суде нужно будет доказать, что товары действительно находились на сгоревшем складе, а также подтвердить количество и ассортимент товаров на 13.01 и на последующие дни, стоимость товаров.  


Юристы Destra рекомендуют собрать закупочную документацию (договоры, чеки о покупке товаров), накладные о передаче товаров на склад Wildberries, выгрузить отчет с остатками из личного кабинета по каждому артикулу, сделать скриншоты личного кабинета со всеми данными, с датой и временем выгрузки, а также сделать видеофиксацию выгрузки отчета.


А если страховая не выплатит Wildberries достаточную сумму?


С точки зрения закона отношения Wildberries со страховой компанией не влияют на ответственность маркетплейса перед селлерами — компенсацию селлерам обязана выплатить не страховая компания, а сам маркетплейс. При этом обязанность Wildberries выплачивать стоимость сгоревших товаров возникает независимо от (не)получения страхового возмещения. 


Маркетплейс уже анонсировал, что с 15 января начнет выплаты продавцам. Полагаем, что огромный ущерб и возможный отказ в страховой выплате могут создать препятствия в получении селлерами компенсации в полном размере и в разумные сроки. 


Какие перспективы?


Индивидуальные иски. Юристы сервиса считают, что на добровольные выплаты со стороны маркетплейса рассчитывать не стоит, поскольку у компании может не быть возможности выплатить компенсацию всем пострадавшим. В подобной ситуации год назад, когда сгорели склады Ozon, некоторым селлерам пришлось обращаться в суд, и дела были выигрышными (например, А40-69438/2023, А40-58469/2023). В одном из указанных дел продавец взыскал с Озона убытки в размере 2 847 691 руб.


Коллективные иски. Если опасения продавцов о несправедливых, заниженных компенсациях сбудутся, коллективный иск будет эффективным инструментом для борьбы за достойную сумму. Все основания для этого имеются — общий договор, общее нарушение договора, общий порядок расчета величины компенсации. Для селлеров это хорошая возможность снизить свои судебные издержки и не доказывать одни и те же факты в индивидуальных исках. Для подачи коллективного достаточно 6 поставщиков, которые не получили выплату от Wildberries. Остальные могут присоединиться позднее.

#суд#юридическая проверка#риски#пожар#страхование
судюридическая проверкарискипожарстрахование
Комментарии 0
Сейчас обсуждают
Аноним
30 декабря 2024
редакцияeditorial@cian.ru