Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
НовостройкиВторичнаяГород

Ольга Бредникова: «Соседи — важные люди в нашей жизни, но мы не замечаем их в рутине»

Беседовали Александра Микелова и Елена Корсунская28 июля 2022 17 718
2023-05-22T03:09:16.043378+00:00
Ольга Бредникова: «Соседи — важные люди в нашей жизни, но мы не замечаем их в рутине»
Зачем здороваться с соседями, надо ли обсуждать с ними погоду и цены, почему дети и собаки объединяют быстрее всего и как соседские чаты влияют на культуру парковки машин? О соседях и отношениях между ними Циан.Журнал побеседовал с Ольгой Бредниковой, кандидатом социологических наук, ассоциированным научным сотрудником Социологического института РАН.
краткое содержание интервью

— В советское время соседство было очень тесное, плотное. Тогда соседи совмещали множество разных социальных ролей. Соседи ходили друг к другу в гости, отмечали вместе праздники, одалживали соль и пр. При этом существовал довольно сильный взаимный социальный контроль.

— В 1990-е переопределяется понятие приватности, частная жизнь становится более ценной и потому закрытой от чужих глаз. Это способствует большей закрытости от соседей.

— Сегодня снова происходят изменения: соседство остается закрытым, но есть большой запрос на солидарность, объединение.

— У нас же само жилье устроено таким образом, что в квартиру проникают звуки от соседей, запахи — твои границы неизбежно нарушаются, что фактически принуждает к соседским взаимодействиям.

— Исследователи называют смол-токи моральным минимализмом, когда люди вскользь взаимодействуют друг с другом: здороваются в подъезде, мимоходом сетуют на погоду или высокие цены и расходятся. Ты не впускаешь соседа в свое пространство, но формально поддерживаешь с ним отношения.

— Имеет значение и то, кто первым поздоровался. Оказывается, люди, которые живут в доме давно, здороваются первыми, заявляя таким образом права на свое пространство.

— Быстрее всего объединяют соседей дети и собаки.

— Огромное значение приобретают цифровые площадки. С одной стороны, ты можешь дать о себе ровно столько информации, сколько хочешь, управлять коммуникацией. С другой — там решаются вопросы, проблемы, идет качественная эффективная коммуникация. Поэтому соседские форумы и получили такое распространение, особенно в новых ЖК.

— От активистов требуется большая работа. Они вкладывают свое время, силы, нередко финансы, а в итоге почти всегда кто-то остается недоволен. То есть ты проявил инициативу — тебе же и достанется

— Ценность соседей становится очевидной уже после заселения — надо внимательнее присматриваться к будущим соседям.

— Для формирования соседства не нужна специальная инфраструктура. В качестве приятного бонуса — да, но не в качестве образующего фактора.

— На самом деле солидаризация не нарушает приватности.


Это интервью — часть волонтерского проекта по изучению соседства в России, которое команда исследователей Циан проводит для автономной некоммерческой организации «Центр жилищного просвещения».

«В России понятие приватности жизни появилось только в 1990-е»

— Давайте сразу обозначим: какие особенности соседствования есть именно в нашей культуре?

— В принципах соседства разных стран мира очень много общего. И когда мы изучаем соседство в Австралии, Индии, Латинской Америке, Скандинавии, мы видим много узнаваемого. Например, конфликты между соседями по поводу режима тишины встречаются повсюду. 

Но есть, конечно, и отличия. В нашей культуре за последние три десятилетия произошли кардинальные изменения в этой сфере. В советское время соседство было очень тесное, плотное. Тогда соседи совмещали множество разных социальных ролей. Они были не только соседями, но также вместе работали (вспомним про ведомственное распределение жилья), дети ходили в один детский сад или школу, а отпуск они проводили на одной базе отдыха, принадлежащей заводу или институту. Это порождало очень крепкие связи. Соседи ходили друг к другу в гости, отмечали вместе праздники, одалживали соль и пр. При этом существовал довольно сильный взаимный социальный контроль.

В 1990-е годы начал формироваться рынок жилья: люди стали выбирать место жительства и жилье самостоятельно, по своему вкусу и своему кошельку.

В этот период актуализируется понятие безопасности: подъезды домов обрастают железными дверями с домофонами и кодовыми замками, проходные дворы закрываются. 

Самое главное — переопределяется понятие приватности, частная жизнь становится более ценной и потому закрытой от чужих глаз. Это способствует большей закрытости от соседей.

Сегодня снова происходят изменения: соседство остается закрытым, но есть большой запрос на солидарность, объединение. Создаются соседские инициативы и люди с готовностью участвуют в жизни дома и своего микрорайона, но при этом живут своей частной жизнью, обособленной от соседей.

— Тесное соседство окончательно ушло в прошлое?

— Нет, отдельные кейсы близких соседских отношений до сих пор встречаются в домах, где люди живут рядом друг с другом не одно десятилетие, но это скорее уходящая натура. К тому же мы уже говорим не о соседском сообществе, а о персонализированных отношениях между отдельными соседями.

Вернусь к вопросу о специфике российского соседства. В скандинавских странах такого, скорее всего, не встретишь. Наши соседи-финны предпочитают не переводить соседские отношения в дружеский регистр, скажем так, и довольно четко поддерживают дистанцированные, при этом безусловно вежливые отношения.

Согласно исследованиям наших коллег из Финляндии, там в качестве соседей зачастую называют лес, озеро, животных, но не людей.

— Принято считать, что приветливость точно не является чертой нашего менталитета. А выходит, что соседские связи у нас более тесные, чем у европейцев?

— У нас плотнее взаимодействие — как позитивное, так и негативное. В западной культуре границы приватности неприкосновенны. У нас же само жилье устроено таким образом, что в квартиру проникают звуки от соседей, запахи — твои границы неизбежно нарушаются, что фактически принуждает к соседским взаимодействиям.

К тому же в западной культуре существуют институты-посредники, через которые люди общаются с соседями не напрямую, а привлекая третьих лиц — например представителей страховых агентств в ситуации, когда тебя залил сосед.

«Да я с соседями и не общаюсь»

— Какую роль играют соседи в жизни людей?

— У всех нас есть опыт быть соседом. Когда мы проводили исследование на эту тему и общались с людьми, первой реакцией у многих было: да я с соседями и не общаюсь! Но, как выяснялось в ходе разговора, общение с соседями все-таки есть. Хотим мы того или нет, мы проводим рядом с ними значительную часть нашей жизни: регулярно пересекаемся в лифте, на лестнице, на детской площадке во дворе или у мусорного бака.

Соседи оказываются важными людьми в нашей жизни, просто мы не замечаем их до тех пор, пока отношения рутинизированы и ограничены в лучшем случае взаимными приветствиями. Фигура соседа возникает скорее в ситуации поломки рутины — скажем, когда случается конфликт.

Интересно, что знания о соседях есть практически у всех. Мне говорили: «на пятом этаже живет бабуля», «этажом ниже живет молодая пара, у них всегда громко». Через маленькие знаки и следы мы достраиваем образ соседа. «Здесь, наверно, живет программист, он редко выходит, зато к нему часто приезжает доставка», — рассказывала наша респондентка. Такими широкими мазками мы рисуем социальный мир вокруг себя.

А еще никто не отменял смол-токи (small talks — мимолетные, непринужденные разговоры на нейтральные темы). Исследователи называют такое явление моральным минимализмом, когда люди вскользь взаимодействуют друг с другом: здороваются в подъезде, мимоходом сетуют на погоду или высокие цены и расходятся. Ты не впускаешь соседа в свое пространство, но формально поддерживаешь с ним отношения. Это важно: если случится неприятность (допустим, лопнет труба), вступить во взаимодействие будет уже гораздо легче.

— Насколько смол-токи соответствуют нашему менталитету?

— Они, безусловно, есть в нашей коммуникационной культуре, просто принимают специфические формы. К ним относятся прежде всего взаимные приветствия, которые очень значимы в соседстве и имеют целый спектр смыслов. Например, зачем нам здороваться с незнакомым человеком в подъезде? А это важно: так снимаются страхи и опасения. Это чужой человек, ты не знаешь, что он делает здесь, зачем пришел, но через «здравствуйте» переопределяется ситуация, устанавливается контакт.

Имеет значение и то, кто первым поздоровался. Оказывается, люди, которые живут в доме давно, здороваются первыми, заявляя таким образом права на свое пространство. Приветствуя, они как бы говорят незнакомцам: «Здравствуйте-здравствуйте, а что вы здесь делаете?» Более развернутые смол-токи ведут люди, давно живущие рядом и уже имеющие опыт общения.

«Быстрее всего объединяют дети и собаки»

— Как формируются соседские связи?

— Быстрее всего объединяют соседей дети и собаки. На детской площадке или площадке для выгула собак соседские связи налаживаются очень легко: у людей есть определенный опыт и общие темы для разговоров, а необязательные встречи и пересечения становятся регулярными.

По такому же принципу устанавливаются соседские связи среди автомобилистов, которым тоже есть о чем поговорить — например, обменяться актуальной информацией или обсудить проблемы парковки. В приведенных случаях есть повод для коммуникации между соседями, и хорошо, когда он позитивный, а не конфликтный.

Если посмотреть глубже, то мы увидим, что есть амплитуды соседских взаимодействий. Очень интересно работает эффект новизны. Когда человек заселяется в новую квартиру, одно из первых его стремлений — познакомиться с соседями. Создаются чаты, группы, люди знакомятся, даже ходят в гости — например, черпают друг у друга идеи ремонта.

По мере обживания частота контактов спадает, но потом вдруг появляются ситуативные соседские взаимодействия, вызванные какими-то событиями или запросами. Так, кто-то совместно разбирается с проблемами, связанными с ремонтом трубы, а кто-то катается вместе на велосипедах или играет в настольные игры.

— Как происходит соседское взаимодействие?

— Мы наблюдали тенденцию, когда соседи избегают прямого взаимодействия «лицом к лицу». Часто общение идет через объявления или переписку в чатах. Многим так проще общаться.

У меня был случай: выходной день, вся семья дома, я иду по коридору и вижу подсунутую под дверь записочку. Разворачиваю, а там написано: «SOS! Вы нас заливаете!» Люди даже в такой экстренной ситуации предпочли не звонок в дверь и общение напрямую, а письменное обращение.

Именно поэтому сейчас огромное значение приобретают цифровые площадки. Такое общение оказывается самым востребованным, оно отвечает существующим запросам. С одной стороны, ты можешь дать о себе ровно столько информации, сколько хочешь, управлять коммуникацией. С другой — там решаются вопросы, проблемы, идет качественная эффективная коммуникация. Поэтому соседские форумы и получили такое распространение, особенно в новых ЖК.

В старых домах, где масштабы парадных и подъездов не столь велики, все еще популярно соседство лицом к лицу.

«Обратная сторона объединения — контроль»

— Какие соседские солидарности возникают быстрее и оказываются более прочными: те, что созданы вокруг дома, ЖК, или те, что объединяют жителей района, небольшого города?

— Соседство — разномасштабное явление: человек может состоять в чатах и подъезда, и квартала, и района. Сообщества разных уровней выполняют разные задачи. В одном решаются проблемы уборки подъезда, в другом — дефицита детских площадок или школ, в третьем — городские вопросы. Они все востребованы.

— Люди все чаще отмечают, что соседские чаты становятся ограничивающим фактором. Плохо припаркуешь машину — и о тебе узнают 500 участников сообщества.

— Это обратная сторона соседских солидарностей — соседский контроль. Он и раньше был, причем очень сильным, а сегодня перешел в иные формы, сосредоточился в чатах. Других механизмов воздействия на недобросовестных соседей у нас нет: ты не всегда готов из-за неправильно припаркованной машины жаловаться участковому или писать в ТСЖ. Когда необходимо решить вопрос оперативно, жалобы в чате работают через общественное порицание.

«Мы узнаём о правилах, только когда их нарушаем»

— Есть ли негласные правила соседствования? И если да, откуда они берутся?

— Конечно, такие правила есть. Мы обнаруживаем их, когда вдруг нарушаем. Например, в интервью для исследования молодая девушка, недавно переехавшая в новую квартиру, рассказывала, что ее баночку для окурков, которую она оставляла на подоконнике лестничной площадки, соседи постоянно переставляли к ее же двери. И тогда ей стало понятно, что она нарушает негласные правила по запрету курения. Сами правила нигде не озвучивались.

С другой стороны, такие правила можно менять, предлагать свои. В разных локациях, домах, городах эти правила отличаются. И среди множества историй о соседях, которые мне рассказывали в интервью, есть одна о том, как непросто было менять правила в подъезде. Молодая женщина рассказывала, как расставляла цветы на лестничных площадках, активно разговаривала с соседями, сама выносила чужой мусор и в результате переустановила правила по соблюдению чистоты в подъезде.

«Ты проявил инициативу — тебе же и достанется»

— Как обычно создаются соседские солидарности: это инициатива одного активного жителя или они спускаются сверху от ТСЖ, УК?

— Бывает и так и так. Но мой опыт показывает, что чаще для объединения соседей нужны активисты. Причем не только в ситуации со знаком плюс (утренние пробежки, высадка цветов), но и со знаком минус (ремонт труб, чистка подвала). Нужен тот, кто обойдет все квартиры, напишет в чате, озвучит проблему и предложит пути решения, инициирует какие-то действия, к которым присоединятся другие.

— Люди чаще объединяются вокруг инициативы или проблемы, вокруг плюса или минуса?

— Сегодня соседство можно назвать ситуативным: солидарности возникают и исчезают, и это нормально. И возникают они действительно по самым разным поводам — главное, что этот повод появляется и кто-то берет на себя инициативу и труд мобилизовать людей.

Кстати, наши исследования показывают незавидную долю активистов. От них требуется большая работа. Они вкладывают свое время, силы, нередко финансы, а в итоге почти всегда кто-то остается недоволен. То есть ты проявил инициативу — тебе же и достанется. Поэтому энтузиазм активистов может постепенно угаснуть.

«Новые ЖК порождают более успешные связи»

— Где быстрее организуется группа соседей: в новом ЖК или в старом квартале?

— Соседская солидарность более крепкая в гомогенной социальной среде. Новые ЖК порождают более успешные связи, потому что туда заселяются люди со схожими жизненными траекториями, которые находятся в одной точке жизненного пути. Это либо студенты, либо молодые семьи, люди примерно одного финансового уровня. Их солидаризация более вероятна: им легче вступить в контакт, они имеют схожие интересы и потребности. Они понятны друг другу.

В старых домах Петербурга соседствуют коммуналки и дорогие квартиры (когда-то выкупленные коммуналки) с хорошим ремонтом. И здесь людям тяжелее найти общий язык.

Я знаю пример в Коломне: женщина, купившая хорошую дорогую квартиру, в которую приползли тараканы от соседей, искала решение этой проблемы не с соседями по площадке, а с музыкантом — человеком из ее круга общения, но живущим в другой парадной. С ним она легко нашла общий язык. 

Я спросила, почему она не пошла к соседям сверху или снизу — ведь это было бы логичнее. Она ответила, что с жителями коммуналки ей, скорее всего, не удалось бы договориться. При этом она даже не предприняла такой попытки!

— Какие сообщества сегодня самые популярные? По каким интересам?

— В новых кварталах «репертуар» соседских взаимодействий очень широк — от пробежек по утрам до настольных игр вечером. Важна и локация: если район удаленный и существует дефицит социальных активностей, то соседские инициативы появляются быстрее, а сам список таких взаимодействий разнообразен. Запрос на формирование группы может возникнуть и без активиста. Просто во время общения в соседском чате люди вдруг понимают, что их интересы схожи. А дальше происходит: «А давайте? А давайте!»

«Для соседства не нужна инфраструктура»

— Какую роль играют соседи при выборе места жительства?

— Соседство часто продается. Посмотрите объявления на Циан: «очень хорошие соседи», «тихие соседи», «соседей мало». Это важно при покупке жилья. Но это не главный параметр при его выборе. На первом месте стоят другие вещи: цена, площадь, планировка, ремонт, тип дома, район и т. д.

Ценность соседей становится очевидной уже после заселения — после того, как человек получает негативный опыт соседствования. При этом предсказать и предусмотреть этот фактор довольно сложно, но надо внимательнее присматриваться к будущим соседям.

— Какова роль соседских центров, которые сейчас популярны в новых ЖК? Они действительно помогают людям сплотиться, подружиться?

— Это соседство, которое продают девелоперы. Сейчас почти каждый девелопер в новых ЖК вместе с жильем предлагает соседскую инфраструктуру: беседки, соседские центры для проведения праздников и т. п. Само по себе это неплохо, публичные пространства в городской среде необходимы.

Но для формирования соседства не нужна специальная инфраструктура. В качестве приятного бонуса — да, но не в качестве образующего фактора. Например, в старых ЖК нет специальных соседских центров, но, если рядом есть кафе, а в доме — инициатор, который объединит людей, проблем с налаживанием связей не будет.

«Ты можешь управлять своим соседством»

— Что бы вы посоветовали человеку, который хочет создать свое сообщество соседей? Какие рекомендации ему дадите?

— Любая гражданская мобилизация более эффективна, если она проходит на цифровых площадках. Любая инициатива должна быть адресной, и активисту важно найти свою аудиторию. Подумайте, у кого вы быстрее найдете отклик со своей инициативой. Не исключено, фестивальные форматы теперь более эффективны, нежели коллективные жалобы.

— Какие барьеры мешают людям согласиться на взаимодействие?

— Помню, как ломала себя, заставляя обойти соседей, чтобы договориться о смене ключа на двери в подъезд. Мне было сложно себя заставить: мы очень ценим нашу приватность. Ты проецируешь свои представления о личных границах на соседей и думаешь, что нарушить их покой неудобно, неловко.

На самом деле солидаризация не нарушает приватности. Вспомните период локдауна, как вырос запрос на общение и личное взаимодействие. Люди помогали друг другу, приносили продукты соседям. Все были заперты дома, и вдруг оказалось, что дом-то как раз играет огромную роль в жизни.

Такие взаимодействия можно включать, когда есть потребность, и выключать, когда ее нет. Ты можешь управлять своим соседством.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#инфраструктура#застройщик#ЖК#интервью#паркинг#новостройка
городинфраструктуразастройщикЖКинтервьюпаркингновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
8 января 2025
редакцияeditorial@cian.ru